«Речевые игры с дошкольниками»
Наблюдения показывают: речь детей,
как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов –
«сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их
взрослых, как дома, так и в дошкольных
учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это
ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и
миропонимании.
Наш язык богат образными оборотами.
Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие,
выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью
социолизации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит
контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы,
антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда
понимают их, а значит, не используют их
в своей речи.
Наша задача – познакомить детей с
ними и научить понимать их переносное значение.
Предлагаемые игры, лексические
задания и упражнения активизируют словарь.
Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом. Овладевать навыками речевого этикета. Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.
Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом. Овладевать навыками речевого этикета. Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И
УПРАЖНЕНИЯ.
Учить
подбирать определения и эпитеты
|
-собаки
бывают: большие, санитарные, сторожевые ...
|
Узнавать
предмет по описанию.
|
-длинненький,
тоненький, зелененький ... с пупырышками,
-его можно
солить, делать из него салат (огурец)
-это
зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза
|
Подбирать
действия к предмету.
|
-щенок:
лает, грызет, царапает, таскает, скулит
-ветер:
воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.
|
Подбирать
объект по действию.
|
-что
летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)
-что
плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)
-кто
кусается? (волк, акула, котенок, ребенок
|
Подбирать антонимы:
|
- высоко -
низко
- теплый - холодный
- гладкий
- шершавый
|
Синонимы:
|
-большой, огромный,
громадный.
|
Различать
глаголы
|
-движения
(идти, бежать, ехать, ползти ... )
-состояния
(спать, есть, говорить ... )
-действия
(рисовать, лепить, трогать ... )
-приставочные
и без приставочные (шел в ... , пошел в ... ,
рисовал - нарисовал
|
Добавлять
пропущенные слова:
|
- пришел почтальон, он принес ...
|
Подбирать
обстоятельства
|
трудиться
как? (хорошо, спустя рукава, быстро
|
Составлять
предложения с определенным словом.
|
Отгадывать:
«кто ты?» (в различных житейских ситуациях : дочка,
внучка, сестричка, ученица, покупательница,
актриса ... )
|
. Создание
новых слов.
|
светлый,
зеленый - светло-зеленый,
-тепло,
любит – теплолюбивый,
-длинные,
уши – длинноухий,
-воду,
проводит – водопровод.
овощи
режет - овощерезка
дырки прокалывает - дырокол.
|
Придумывать
родственные слова
|
-лес -
лесок, лесник, лесной,
-вода -
водяной, водопровод, водный, водолаз
|
Заканчивать
предложения
|
Миша пошел
гулять (когда?) ...
-Мише
стало грустно (отчего?) ...
-Миша
обрадовался (чему) ...
|
Многозначные
слова
|
у ежа
иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи,
чем отличаются)
-коса.
-ручка
|
Слова с
заданием
|
начинаются
на ба - (баранка, батон, бабушка ).
-заканчиваются на ок - (котенок,
щенок, совок ) .
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий