01 02

среда, 6 апреля 2016 г.

ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ МАЛЫШ?

ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ МАЛЫШ?




Формирование речи малыша активно происходит в дошкольном возрасте. По психолого-педагогической терминологии, это так называемый "сенситивный период" для развития речи, когда организм ребенка наиболее чувствителен к соответствующему воздействия из внешней среды и физиологически и психологически готов к усвоению новых знаний. Поэтому в настоящее время родителям особенно необходимо следить за тем, чтобы ребенок осваивал навыки и умения правильно говорить. Дефекты речи надо исправлять как можно раньше, чтобы избежать проблем в будущем. В вопросе, как вовремя распознать проблемы с "непослушным язычком", вам помогут советы от логопедов и врачей.
Психологи выделяют вообще два типа детей соответственно развитию речи: "говоруны" и "молчуны".
Первый тип очень активный, коммуникабельный. Такие малыши постоянно любят что-то рассказывать, спрашивать и легко адаптируются к новым условиям. "Болтуны" обычно раньше других своих сверстниц начинают говорить.
"Молчуны", по словам психологов, более склонны к созерцанию. Они начинают говорить позже, но их речь почти всегда четкая и без дефектов. Главное для таких малышей, чтобы их слушали и понимали, поэтому родители должны быть особенно внимательными к словам детей этого типа.
Определение, к какому именно типу - "говорунов" или "молчунов" - принадлежит ваш ребенок, поможет выработать оптимальную модель поведения в процессе общения с малышом. Однако если в 2-3 года ребенок не заговорил, стоит обратиться к логопеду.

Основными тревожными колокольчиками для принятия этого решения могут стать следующие основания:

1. Малыш путает звуки. Ребенок неправильно произносит слова: переставляет их, заменяет одни звуки другими. Воспользуйтесь небольшим тестом для большей уверенности: сделайте так, чтобы малыш не видел ваших губ, и предложите ему повторить за вами некоторые слова. Выбирайте слова, где чередуются гласные и согласные: "песик", "телефон", "дом" ... Если ребенок легко повторяет их, вам не стоит волноваться.

Систематические ошибки могут свидетельствовать о нарушении звукового восприятия. Это означает, что малыш не различает сходных звуков и не может запомнить слова, которые трудно произносить. В таком случае логопед поможет решить проблему.

2. Говорит в нос. Такое нарушение должно насторожить родителей. Причина может быть в аденоидах. Но если врач-отоларинголог (ЛОР) не выявил нарушения, это может свидетельствовать о несогласованности работы артикуляционного аппарата и носоглотки. Обнаружить это легко, такой звук возникает, когда ребенок говорит и не дышит носом. Поднесите к лицу малыша зеркало и попросите что-то сказать. Если поверхность зеркала запотевает только у рта, необходимо обратиться к специалисту.

3. Расширяет громкий. Малыш нормально произносит звуки слова, но громкие тянет (чем-то похоже на заикание). Если такое произношение появилось после стресса, необходимо сразу обратиться к врачу. При отсутствии стрессового фактора причиной такого произношения может быть копирование малышом кого-то авторитетного для него (героя мультфильма, близких людей). До этого родителям нужно отнестись серьезно, ведь копирование впоследствии может перерасти в привычку и привести серьезный дефект речи ребенка.

4. Плохо произносит слова. Создается впечатление, что ребенок говорит с полным ртом. При таких обстоятельствах понадобится помощь логопеда в тренировке артикуляционных мышц и коррекции речи.

5. Малыш молчит. Когда малыш расстроен, он тихо плачет, радость проявляет лишь улыбкой. Говорит очень редко и плохо повторяет за вами слова. Это может быть вызвано тем, что вы мало общаетесь с ребенком. Если да - немедленно надо исправлять ситуацию.
Комментируйте свои действия, расскажите о работе, спрашивайте малыша о чем-то. Внимательно следите, будут изменения. Если малыш продолжает молчать, следует обратиться к специалисту.

Среди основных признаков нарушения развития речи ребенка соответственно возрасту дошкольника также принято считать:

- Если малыш в возрасте 2 лет не показывает части тела, которые ему называют, или родных на фотографиях;

- Если в 2,5 года не знает разницы между понятиями "большой" и "маленький";

- В 3 года не может перевести короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию. Малыша никто, кроме матери, не понимает;

- В 4 года не знает ни одного стихотворения, названий цветов. Кроме того, ребенок не произносит ни шипящего или свистящего звука;

- В 5-5,5 лет ребенок не произносит звуки [л] и [р].

Причины таких нарушений разнообразны. Это могут быть негативные факторы в период беременности или родов, отсутствие достаточного внимания к малышу (речь идет не только о занятиях с ребенком, а именно об общении), частые болезни, инфекции и травмы до 3 лет, наследственные факторы, анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата и т.д.

Комментариев нет :

Отправить комментарий